На углу улиц Евлановки и Клинцовой.

На углу улиц Евлановки и Клинцовой.

Ромуальд Перекрестов

Место, где пересекаются улицы Евлановка (Свердлова) и Клинцова (Дзержинского), хранит память о многих событиях из истории города Клинцы. Прежде всего, названные улицы – самые первые, заселенные основателями слободы Клинцы в 1707 – 1708 годах. Они прижались к крутому склону Большой Клинцовский холма, улица Евлановка – к восточному склону, а Клинцовая – к южном. Улица Клинцовая одной стороной обращена к пойме реки Туросна Кортавая (Московска), а улица Евлановка – к Пожне – заливному лугу.

Первые поселенцы селились на высокой части Клинцовского холма, а под горой устраивали огороды, которые простирались до самой реки, там же у реки ставили баню. Между высоким селидебным участком и огородами вдоль подошвы холма оставляли узкую проезжую дорогу, шириной в одну телегу, для хозяйственных нужд (подвезти дрова, сено, выгнать скотину в стадо, вывезти навоз на огород). Эти проезды стали со временем улицами.

Описываемое место было восточной окраиной слободы. Евлановка пересекала улицу Клинцовую с севера на юг и продолжалась до реки, и далее через мост, где начиналась дорога в Ардонь. Обе слободы были побратимы: одна вера, общая моленная в Клинцах, тесные родственные связи.

В переписи 1767 года говорилось: «При той слободе Клинцах имеется три обывательския часовни. Первая – с приезду слободы от моста старого, часовня беспоповская» (ЦГИА Укр. Ф. 57, оп. 1, д. 117, л. 293) Часовня стояла на высоком склоне холма и хорошо была видна со стороны Стодола. Часовня была построена первыми поселенцами слободы Клинцы старообрядцами беспоповского согласия. О часовне известно, что построена она во имя Спаса Нерукотвореннаго, что к 1767 г. часовня уже была «ветхой», что постройки рядом с часовней также были в ветхом состоянии. Известно, что семья первопоселенцев Барышниковых в нескольких поколениях была попечителями часовни, пока не присоединилась к господствующей Церкви на правах единоверия. Сначала, в конце 1810-х годов, к господствующей Церкви присоединился Аким Ефимович, затем в 1824 г. еще два брата Барышниковых, Фома и Евдоким» (Верховский Тимофей Алекс. Записки о его жизни, составленные им самим. СПб. 1877, ч. 1, с. 831).

В 1829 г. часовня еще существовала, это известно из Купчей крепости, согласно которой мещанка Екатерина Кулакова 22 ноября 1829 г. приобрела дом с землёй в улице Евлановке в смежности с одной стороны дома клинцовского мещанина Ивана Лихоманова, а с другой стороны беспоповщинского погоста, за 500 рублей» (ГАБО Ф. 143, оп. 1, д. 22, л. 48).

В конце 1830-х годов часовню за ветхостью разобрали, новую не построили, беспоповская община распадалась, большинство беспоповцев присоединилось к поповскому согласию, меньшая часть – к господствующей Церкви. Прихожан беспоповцев оставались единицы, не стало богатых попечителей. Несколько лет на месте часовни был пустырь. Селиться на этом высоком месте холма, у обрыва, не было желающих с первых лет основания слободы, к этому участку не примыкала огородная земля. Но место пустовало не долго.

В начале 1840-х годов пустующую землю приобрел В.М. Машковский, скопивший капитал на торговле польского сукна в России. «Фабрика Василия Матвеевича Машковского просуществовала с 1846 по 1890 г.» (Ф. Евгеньев. Сто лет Клинцовской шерстяной промышленности. Клинцы 1926. с. 160).

30-е годы XIX в. в истории посада Клинцы известны как годы промышленного бума, тогда в течение нескольких лет на огородах клинцовских купцов-старообрядцев появились один за другим более десяти суконных предприятия. Дешевая рабочая сила, наличие сырьевых источников, деловые, в основном торговые, связи местных купцов с купцами и предпринимателями зарубежного и внутреннего рынков, сложившиеся в течение многих предшествовавших десятилетий, а главное – купеческие капиталы, позволили в считанные годы наладить в Клинцах производство добротных суконных тканей, пользовавшихся спросом в России и за границей.

Возведение фабрики Василием Матвеевичем Машковским – классический пример превращения купеческого капитала в промышленный. «В 1851 году фабрика В.М. Машковского при 62 рабочих произвела 15 тысяч фуфаек на сумму 16 200 рублей. Дела шли успешно. Росло число станков, фабрика расширяла производство и в 1860 году 82 рабочих произвели 27 тысяч аршин сукна на сумму 42 750 рублей. К 1879 году уже при сыне Михаиле Машковском, наследнике Василия Матвеевича Машковского, 153 рабочих ежегодно производили 96 тысяч аршин сукна на сумму 130 840 рублей» (Ф. Евгеньев, с. 43, 50).

Экономический кризис 1880-х годов, поразивший экономику России, разорил сотни предпринимателей. По всей стране останавливались станки, закрывались фабрики. В Клинцах как и по всей России резко сократилось производство, готовая продукция не находила сбыта, появились безработные. С 1880 по 1893 год количество суконных фабрик в Клинцах сократилось с 14 до 6. На фабрике В.М. Машковского также пришлось остановить станки. Вот, что записано в протоколе заседания Суражского уездного собрания в октябре 1886 г.: «Михаил Машковский, наследник умершего купца Василия Машковского, ходатайствует о сложении земских сборов с фабрики за время её бездействия с августа 1882 по 1 января 1884 года, что подтверждено удостоверением Управы» (Журнал заседаний Суражского УЗС за 1886 г.).

Работа на фабрике возобновилась на несколько лет с 1885 по 1888 год, когда фабрику держал в аренде Дмитрий Никифорович Сапожков. Но и это не спасло М.В. Машковского от разорения. В 1890 г. фабрика прекратила производство. Имущество, станки, здания были распроданы. На месте фабрики образовался пустырь, а имя М.В. Машковского навсегда исчезло из списка клинцовских предпринимателей.

Не следует путать В.М. и М.В. Машковских с однофамильцем Иваном Патрикиевичем Машковским – клинцовским посадским головой, старообрядцем поповского согласия – более удачливым предпринимателем. Его фабрика возникла в 1860-е годы напротив описываемого места, в пойме реки, у «старого моста», и просуществовала до начала XX века. В помещениях бывшей ткацкой фабрики в 1920-30-е годы размещалась воинская часть, а во второй половине XX в. – молокозавод, прекративший существование после Чернобыльских событий. Все фабричные здания в 1990-е годы были снесены.

Через несколько лет после разорения М.В. Машковского пустующий участок на углу улиц Евлановки и Клинцовой приобрел Николай Андреевич Степунин. Его предки старообрядцы-беспоповцы из числа первых жителей слободы Клинцы. В свое время они были прихожанами Спасовой часовни, стоявшей на этом месте. Степунин занимался скотопромышленностью и хлебной торговлей в Полтавской и Екатеринославской губерниях. В тех краях имел собственных и арендованных имений стоимостью до 2-х миллионов рублей, а благотворительностью занимался в Клинцах, вкладывал большие деньги в строительство школ, старообрядческих церквей и монастырей.

Н.А. Степунин из своих длительных поездок по южным губерниям возвращался в Клинцы исповедаться и причаститься у клинцовского старообрядческого священника. Многие годы Степунин был прихожанином старообрядческого Преображенского храма в Клинцах, для которого в 1870-е годы приобрел участок за 1000 р., соорудил алтарь, приобрел брус, из которого построил рядом с храмом дом для епископа Михаила.

Движимый мыслью вернуть клинцовскому обществу старообрядцев прежнее величие, утраченное в 1847 г. после решения зажиточной части клинцовских старообрядцев присоединиться к господствующей Церкви на правах единоверия вместе с храмами Вознесенским и Троицким. Старообрядцы, не пожелавшие принять т.н. «правильных священников», поскольку те не отреклись он никоновой ереси, остались без храмов. Только в 1876 году клинцовским старообрядцам удалось построить на Пушкинской улице при материальной поддержке купцов Н.А. Степунина, А.Б. и М. Б. Кубаревых, И.П. Машковского и др., моленную во имя Преображения Господня, без куполов, без колокольни. Теперь Н.А. Степунин задумал построить в Клинцах второй старообрядческий храм, кирпичный, с колокольней.

На приобретенной Степуниным земле еще видны были фундаменты фабрики В.М. и М.В. Машковских, часть кирпичной стены фабричного корпуса Степунин превратил в межевую с соседней усадьбой ограду, она же служила противопожарной оградой, таких в Клинцах в те годы было множество.

В стране еще не была отменена политика ущемления старообрядцев в гражданских и религиозных правах: не разрешалось строить купольные храмы, колокольни, ходить крестным ходом, открывать школы для детей, выпускать свои журналы и пр., поэтому Н.А. Степунину пришлось затратить много денег, чтобы добиться в Министерстве внутренних дел разрешения на строительство не церкви, а только моленной, без куполов, алтарной апсиды и без колокольни. В начале 1902 г. такое разрешение из МВД было получено и Н.А. Степунин, не мешкая, приступил к строительству. Храм был построен в течение лета, и 29 сентября 1902 г. освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и Святителя Николы Чудотворца.

Здание из кирпича внешне не было похоже на храм – скорей на большой амбар. Но размеры строения были грандиозными. Степунин предвидел перемены в государственной политике и строил здание с расчетом в скором времени перестроить его из моленной в церковь. Внутри моленной всё было, как в настоящем храме: алтарь, позолоченный иконостас. Рядом с моленной были сооружены дома под квартиры священника и церковнослужителей, участок со стороны улицы бы огражден забором со штакетником. Прилегающая к усадьбе территория благоустроена, проложены дорожки, высажены деревья, сделаны лужайки, высажены фруктовые деревья. Первым священником храма стал Федор Разуваев, вскоре рукоположенный в епископа Новозыбковского Флавиана.

Свободы вероисповедания пришлось ждать не долго. После опубликования Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка, даровавшего населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», у Н.А. Степунина появляется возможность перестроить здание моленной и придать зданию облик церкви с куполами, крестом. «В 1908 году здание церкви было закончено перестройкой по проекту, утвержденному Черниговским Строительным Отделением. Подняты стены, сооружен купол, поставлен золотой крест, увеличен алтарь. Получилась красивая и видная церковь. Внутри храма впервые в Клинцах устроено паровое отопление, стены украшены росписью, выполненной артелью московского иконописца М.М. Дикарева. В 1909 г. над притвором храма воздвигнута каменная колокольня, высотой в 15 сажень (около 32 м). 26 сентября 1910 года торжественно поднят крест на колокольню и церковь приобрела законченный вид» (Журнал «Церковь» 1913. с. 872).

 

 

Клинцы-старообр.-Покрово-Никольск-ц.-на-углу-ул.-Евлановки-и-Клинцовой-1913-

                                                 Вид-на-Покрово-Никольск.-ц.-с-Островской-ул-с-Горки-1913-г

Вид-на-Покрово-Никольск-ц.-со-стороны-Почетухи

                                             Вид-на-Покрово-Никльск.-ц.-сос-тороны-Базарной-пл.-1913-г
На редких фотографиях начала XX в., снятых с разных мест: со стороны «Острова» или Островской улицы (это высокий участок улицы Дзержинского возле завода Поршневых колец); со стороны Базарной площади, с того места, где пересекаются улицы Большая (Октябрьская) и Базарная (Советская); и со стороны Почетухи, силуэт купола и колокольни Покрово-Никольской церкви высоко парит над крышами городских построек.

                                           Первое-здание-приходской-шк.-Покрово-Никол-ц.-по-Клинцовой-ул

В 1910 году при храме открыто 3-х классное приходское училище. Среди первых учителей школы следует назвать А.М. Ковалева – заведующего училищем, учителя А. Устинова (опубликовавшего описание Красноборского монастыря в журнале «Церковь»), учительницу А.И. Клапцову, причетника храма Иосифа Авраамовича Первова, преподававшего Закон Божий и пение. Спустя несколько лет Первов был рукоположен в сан священника, а в 1930-е годы репрессирован и погиб.

Все дети церковно-приходской школы пели в церковном хоре. Материальное положение училища было надежно обеспечено капиталом в 20 000 рублей, внесенным Н.А. Степуниным в Банк «на вечные времена». Ежегодный доход с капитала должен был идти на оплату учителей. Помощь действующей приходской школы была оказана Суражским уездным Земством и Клинцовской Городской Думой выделением достаточной суммы. В 1912 г. Н.А. Степунин приобрел для училища новое здание, стоявшее рядом с церковным двором (цвинтером) на углу ул. Евлановки и Базарной (Советская), что позволило перевести детей из маленького здания с улицы Клинцовой и увеличить число учеников до 120 человек.

Весь церковный причт и учителя содержались на средства Н.А. Степунина. Вот для примера зарплата учителей: учительница – 540 рублей в год, Законоучитель – 300 рублей в год, учитель пения и славянского языка – 150 рублей. Для сравнения в 1913 г. средняя зарплата ткача – 300 рублей в год, прядача – 530 рублей.

В течение 12 лет Н.А. Степунин затратил на сооружение и перестройку храма, приобретение участков земли, здания школы, на приобретение церковной утвари, иконостаса и проведение стенной живописи до 400 000 рублей. И заключительным актом этой грандиозной для посада Клинцы благотворительной эпопеи явилась передача всех этих богатств в собственность Покрово-Никольской старообрядческой общины. После чего Н.А. Степунин до смерти оставался попечителем храма и почетным членом общества старообрядцев (Журнал «Церковь» 1913 г.).

Мечта Н.А. Степунина сбылась, его стараниями старообрядцы посада Клинцы приобрели два храма, храм Преображения Господня на Пушкинской улице и Покрово-Никольский храм на углу улиц Евлановки и Клинцовой.

«4 февраля 1915 г. Степунин Николай Андреевич умер в возрасте 83 лет, погребен на цвинтере Покрово-Никольского храма епископом Флавианом» (Кн. метрич. запис. Покрово-Никольской старообр. церкви // Арх. Клинцовского Загса). Наследником имущества стала дочь и зять, купец 2-й гильдии Павел Афанасьевич Смирнов.

Николай Андреевич Степунин умер с сознанием того, что Богоугодное дело его будет служить на благо Старообрядческой Церкви и не забудется благодарными потомками. Но жизнь столь дорогого начинания оказалась недолгой, а судьба печальной. В 1930-х годах в помещении храма была устроена хлебопекарня. Имущество частью национализировано, частью разграблено, иконы сожжены в фабричных печах. Арестованы десятки прихожан. Арестован и погиб священник Федор Гридин.

В годы войны здание Покрово-Никольской церкви, как и все другие клинцовские храмы, бомбили краснозвездные самолеты (был среди летчиков клинчанин), но во всех случаях промахнулись, видимо сознательно, повредив только ограду возле Покрово-Никольской церкви. С приходом в город Красной армии здание церкви сразу же разобрали по кирпичику, под предлогом аварийного его состояния, надгробные камни вывезли. Несколько надгробных камней были спрятаны жителями соседних усадеб. И снова на углу Евлановки и Клинцовой образовался пустырь. Теперь эти улицы назывались: улица Свердлова и улица Дзержинского.

В конце 1950-х годов на пустыре, на высокой стороне улицы у перекрестка бывших улиц Евлановки и Клинцовой город построил два жилых многоквартирных двухэтажных здания. Новоселы, когда копали погреба, натыкались на останки человеческих захоронений.

300-летняя история места, находящегося «с приезду слободы от моста старого» продолжается.

Статья первый раз опубликована в Клинцовской газете «Труд» 11 февраля 1995 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *