Хранители веры

Клинцы основали старообрядцы, трудолюбивые, настойчивые, це-леустремленные. Они начинали, как говорят сегодня, с нуля и за ка-ких-то сто лет на пустом месте подняли слободу, которые позже пре-вратился в промышленный посад, а вскоре и в город. Они спокойно принимали людей другие вероисповеданий, и население Клинцов быстро росло. В какой-то момент под влиянием тенденций и направ-лений в политике России, потом СССР они даже оказались отодвину-ты в сторону от общественной жизни, терпели притеснения, но веры своей не предали, пронесли ее сквозь все трудности и невзгоды. По-томки Клинцовых сохранили свой уклад жизни и обычаи. Объеди-няющим центром для старообрядческих семей, а их в нашем городе проживает немало, по-прежнему остается небольшая православная старообрядческая церковь Преображения Господня.


В 2023 году один из старейших храмов нашего города отметит свое 200-летие. Как рассказал иерей Михаил Смирнов, несколько лет в назад в хра-ме начался ремонт. Здание обветшало и внутри и снаружи, и предстоит выполнить большой объем работ. Община в Клинцах небольшая, пожерт-вования невелики, поэтому и работы выполняются не так быстро, как хо-телось бы и силами членов общины. И преобразования уже видны. Бла-годаря спонсорской помощи предпринимателя А.Е. Чикина и его рабочим, во дворе дорожки уложили тротуарной плиткой. Предприниматель В.А. Жмурин помог облагородить фундамент. Подошла очередь и до фасада. Рабочие ободрали старую краску, приступили к шпаклевке и покраске стен. Одна из них уже приведена в порядок, и видно, что вместо зеленой, церковь «оденется» в приятный оранжевый с белым цвета.
С особой гордостью отец Михаил рассказал, что за несколько лет они сделали новый предел в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Дол-гие годы здесь имелось два престола – Введенский и Преображенский. И многие десятилетия служба велась по очереди на каждом из них по полго-да. Так случилось, что долгое время в нашей церкви Преображения бе-режно хранилось более 20 антимисов из всех закрытых по Брянской обла-сти старообрядческих храмов.
Здесь стоит пояснить, что это такое, и как он важен во время литургии. Антиминс, или у старообрядцев – антимис (греч. вместопрестолие) Ста-рообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изобра-жение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам ан-тиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении со-ставлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготов-лялись церковно-или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображе-ния креста (8-конечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала:
 Дату освящения
 Имя храма (престола)
 Имя епископа, преподавшего антиминс
 Имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс. Как и до XVII века антиминсы в России приколачивались к престолу особыми деревянными гвоздя-ми, либо пришивались прямо к его облачению. В современной прак-тики господствующей церкви с XVII века стали подражать практи-ке греческой церкви и
. представляет собой четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображается положение Христа во гроб. По четы-рем углам изображены четыре евангелиста. В антимис обязательно должны быть вшиты частицы святых мощей. Он, как и престол, освяща-ется архиереем и находится на престоле. Сверху кладется Евангелие. На антимисе совершается освящение Святых Даров. Антимис разворачива-ется, раскрывается только в определенный момент богослужения, перед началом Литургии верных, и закрывается, свертывается особым образом по окончании ее. Если во время Литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вы-нести Святые Дары вместе с антимисом, развернуть его в любом удобном месте и докончить на нем Божественную литургию. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.
Одно время в Клинцовском старообрядческом храме служил один свя-щенник, который за короткий срок прославился неблаговидными поступ-ками, и вскоре ушел не только из храма, но и стал раскольником. На про-щание он забрал около 10 антимисов, которые позже раздал раскольни-кам, создавшим свои церкви. Конечно, митрополит Корнилий положил конец их вольностям. Но в 2005 году он приехал в Клинцы и, чтобы не по-вторилось раскола, забрал оставшиеся 12 антимисов, среди них были По-кровский, Чудо Михайловский, Никольский, Казанский, Рождества Иоанна Предтечи, Нерукотворенного образа, в том числе, и родные для клинчан Введенский и запасной Преображенский. 
Но все антимисы не спрятали в дальний угол. По словам отца Михаила, митрополит передал их новым церквям, которые открыли и освятили по России. Так что частички наших Клинцов в настоящее время разошлись по городам и весям России. Где они находятся конкретно, отец Михаил не знает.
А члены клинцовской общины на общем собрании приняли решение — со-здать и новый предел в честь святителя Спиридона Тримифунтского. И освящен он будет в юбилейном году. Средства на обустройство предела поступили в Клинцы от богатого благотворителя из-за границы. Тонкую красивую резьбу по дереву выполнял украинский мастер. Удалось моло-дому священнику поменять и царские врата. Расписал их московский ху-дожник Юров, он же написал несколько новых икон.
Так постепенно, не торопясь, преображается старая клинцовская цер-ковь, готовясь перешагнуть через второе столетие. А сильно ли измени-лись сами члены общины? Я попросила отца Михаила назвать фамилии клинцовских старообрядцев, которые ходили на службу с первых дней основания церкви в 1823 году, и собираются на молитву в наши дни. Не-которые фамилии не канули в вечность, не рассыпались по дальнему и ближнему зарубежью, по России вместе с людьми, а продолжаются в клинцовских потомках этих старинных родов. Это Степунины, Рябушин-ские, Малеванкины, Ковалевы, Рыловы, Бородины, Щербаковы, Перловы, Усовы, Гавриловы, Отряскины, Ляховы. И сегодня в Клинцах проживают Рыловы и Бородины, а из Перловых осталась, по словам отца Михаила, лишь Лидия Иосифовна которая ходит в церковь. Все эти фамилии можно встретить в протоколах собраний общины, которые хранятся в церкви, начиная с 1947 года.
Из них можно узнать, какие вопросы решала община в разные годы. Об-щее приходское собрание проводится не реже 4 раз в год, а то и чаще. Обязательно на каждом ведется протокол, в который заносились такие во-просы, как: где и сколько брать угля для отопления храма, кого назначить сторожем, а кого снять с этой должности, кого поставить председателем общины или священником… Кстати, последний вопрос, конечно, решал епископ, но мнение прихода тоже играло большую роль в этом важном событии. После войны обращались в горисполком с просьбой передать общине для проведения богослужения Николо-Пустынский монастырь на Зубовке и т.д. Сегодня тоже все вопросы жизнедеятельности общины ре-шаются на общих собраниях. Как проголосует большинство, так и будет, как в демократическом обществе.
И все же жизнь здесь меняется, большой мир с добрыми и не очень бла-гами цивилизации входит в этот старинный уголок города, окружает дере-вянное здание, долгие годы прятавшееся под сенью старинных кленов и лип.
Старообрядцы подстраиваются под современный мир, признается мой собеседник. И хотя главные традиции остаются незыблемыми, они со вре-менем трансформировались. Многие прихожане давно живут в квартирах, имеют дачи, общаются друг с другом и всем миром по современным средствам связи, даже имеют свои сайты и странички во всемирной пау-тине. Но к Светлому Воскресенью куличи дома пекут единицы, а молодое поколение предпочитает покупать их в магазине. По-прежнему строго вы-полняются все правила и молитвы, однако есть и послабления для тех, кто работает в выходные дни. На службу в обычные дни собирается, как пра-вило, не более 30 человек. Только в большие праздники в церковь прихо-дит более сотни человек, зачастую целыми семьями вместе с детьми, в том числе и многодетная семья священника М. Смирнова. «Старообрядцы чтут и сохраняют свои традиции, — говорит отец Михаил, — молятся, как это де-лали их прадеды и деды, приводят детей в церковь. Многие наши семьи строятся на любови, взаимопонимании между собой». И на исповедь они приходят к одному и тому же духовному отцу. В истории общины бывало и такое, что один и тот же священник и крестил, и хоронил человека.
Отец Михаил, хоть он самый молодой старообрядческий священник в Брянской области, совершает такие востребованные обряды, как креще-ние, соборование и отпевание. Посещает больницы и детский приют. За-частую отпевание старообрядцев проводится не дома, а как в прежние времена прямо в храме. А вот крестить, по его словам, приходится часто, и не только в храме, но и по всему юго-западу области – Клинцовский, Красногорский, Гордеевский, Климовский районы, в Унече, Стародубе, Погаре. И здесь необязательно, чтобы семья была старообрядческая. Многие выбирают его по той причине, что православная старообрядче-ская церковь сохранила при крещении полное трехкратное с головой по-гружение. Старообрядцы веруют, что только так вода омывает все грехи. Звонят, и он уже едет, только просит приготовить емкость с водой. Все остальное у него заранее находится в специальном чемоданчике. Возраст значения не имеет. И все же, признается, чем малыш младше, тем ему проще. Своих детей, а их у него пятеро, крестил на второй день после вы-писки супруги с младенцем из роддома. Некоторые священники  боятся крестить таких малышей, вот и приглашают отца Михаила. В прошлом году довелось ему крестить взрослого даже в озере Заломенье.
Крестит священник и непосредственно в Преображенском храме. Тогда на середину ставится одна из двух бочек – литров на 350 для взрослых или литров на 150 – для детей – и проводит обряд. В этих старинных боч-ках, говорит собеседник, крестили не одно поколение клинчан. В архиве храма сохранились данные о крещении с 1951 года. И нередко отца Ми-хаила просят поднять бумаги и посмотреть, когда крестился тот или иной человек и кто при этом присутствовал из родных. И если это произошло после 1951 года, данные имеются.
А венчание в последние годы проходит редко. Священник объясняет этот тем, что, во-первых ажиотаж 90-х годов прошел, а, во-вторых, видимо, люди боятся взять на себя такую ответственность. Сегодня нередко случа-ется, что супруги подают бумаги на духовный развод.
На вопрос, как встретят 310-летие Клинцов прихожане Преображенского храма, отец Михаил ответил, что по традиции будет отслужена панихида по освободителям Брянской земли, которые положили души свои за бра-тьев своих. «У Бога нет мертвых, у него все живые, — сказал он. — Мы мо-лимся за них, они молятся за нас. Такая панихида служится ежегодно на 9 мая и на день освобождения Клинцов от немецко-фашистских захватчиков. Молимся за всех усопших, которые дали нам свободную жизнь – и тех, кто погиб на полях сражений, и кто умер в послевоенные годы. Они все приближали День Победы, и мы должны помнить об этом.
Н. ГОРОХОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *