Об обычае освящения Великой воды в канун Богоявления (Агиасма, Агиазма)

Большая (Великая, Богоявленская) вода, или Великая агиасма, освящается один раз в канун праздника Крещения Господня 18 (5) января. О ней говорится, чтобы по прошествии трёх часов хранить её «опасно» — т.е. осторожно, соблюдать сохранно: как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия.

Рассказ о Богоявленской воде начнем со статьи из старообрядческой газеты “Калугарь”  №1 (21) 2014 года, которая издаётся Калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Рекомендуем скачать у нас весь номер – познавательно и интересно!

В конце заметки приводим подробное расследования протоиерея Вадима Коровина со ссылками на первоисточники.

Старообрядцы, Великая вода, Церковное Око, Типикон, Минея, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

По освящении Великой воды всякий христианин имеет право кропить ею в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни вёрст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа.

В «Церковном оке» сказано, что следует «единажды, токмо с вечера освящати воду», однако далее там же говорится, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, “да просветят и нас”, то есть тех, кто писал это рассуждение.

Освящение воды в Клинцах 2021год

Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 19 (6) января, но только писавший это замечание не знал причины, почему это надо совершать.

Старообрядцы, Великая вода, Церковное Око, Типикон, Минея, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом:

При патриархе греческом Фотии у бывших язычников, принявших христианство, существовал такой обычай: каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костёр и перепрыгивали его. Некоторые новообращенные в христианство еще придерживались языческих суеверий и думали, что это перескакивание очищает человека, дает ему здоровье на месяц.

Чтобы уничтожить такой языческий обычай, Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая.

Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце вместо первого числа совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, т.е. 18 (5) января.

Таким образом был установлен обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 19 (6) числа, и 15 (2) февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня.

Отсюда ясно, что 18 (5) января освящается Большая вода, а вода, освященная 19 (6) января, имеет силу ту же, что и вода, освященная первого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена в навечерие Богоявления. Об этой воде говорится, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны.

Погрешают, поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся её пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях среди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить святыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпивают эту святую воду в тот же день (по материалам журнала «Златоструй» № 10 за 1912 г.).

Старообрядцы, Великая вода, Церковное Око, Типикон, Минея, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Святая вода большого освящения должна храниться в каждом семействе, где бывают младенцы, ибо они часто болеют, и, при отсутствии священника, при угрозе смерти их, надо подать им именно эту, “великую” воду, а не ту, которая была освящена 6 (19) января, т.е. малого освящения. На другие же потребы, например, “аще что нечисто впадет в сосуд” и проч. употребляется святая вода малого освящения, т.е. освященная 1 августа, 6 января и во всякое другое время. (“Златоструй”, 1912, № 10)

Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Благочестивый обычай второго освящения воды в праздник Богоявления появился в русской церкви в XII в.

Старообрядцы, Великая вода, Церковное Око, Типикон, Минея, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

С момента церковного раскола в вопросе об освящении Богоявленской воды началась настоящая путаница. Патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, в 1656 г. запретил водоосвящение в самый день Богоявления и пригрозил, что если кто будет думать иначе «да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению».

Собор 1666-1667 годов постановил возобновить двукратное освящение воды (5 и 6 января). В противовес проклятьям Никона были произнесены еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить … предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».

Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала новообрядческих богословов и издателей того времени. В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды.

 

После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения. Но и на этом водосвятная чехарда не закончилась.

В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814. Эта статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.

Водосвятная неразбериха конца XVII – начала XIX века не только не внесла ясности в учение новообрядческой церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов.

Сегодня лишь небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой агиасмой воду, освященную в навечерие Богоявления.

Другая часть никониан выработала учение «о трех водах», которое, к сожалению, не может считаться православным. Данное учение говорит, что существует три типа святой воды: Великая агиасма, которую в принципе нельзя употреблять после трёх часов освящения, Крещенская вода со сроком действия один год и вода, освящаемая на престольные праздники и т.п.

Подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями.

Мнение о равночестности воды, освященной 18 (5) и 19 (6) января, противоречит не только учению св. отцов и церковным уставам, но и здравому смыслу.

Во-первых, повторяя образ крещения Христова дважды, мы следуем мысли суеверов, считавших, что Христос крестился дважды. Во-вторых, признавая, что освящение Богоявленской воды происходит лишь благодаря форме службы (Великое водосвящение), мы допускаем, что оно может совершаться в любое время и любое количество раз. Ясно, что освящение Великой агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз.

О причащении (приобщении) Богоявленской водой

В древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию св. Даров за тяжкие грехи на несколько месяцев или лет. Но на время епитимии кающийся грешник получал возможность в качестве духовного утешения по великим праздникам потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл.

Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой, не выпадали из церковного общения, но при регулярной исповеди совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к церковному общению во Христе – через причастие св. Тайн.

церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви. Святитель Иоанн Златоуст составил чин причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Как и св. Дары, ее преподаёт человеку священник. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях.

Указание по освящению богоявленской воды

Установлено Уставом (Церковное око) три часа, а если кто живет на дальнем расстоянии – один час по приходе домой.

Этого времени вполне хватает для использования святой воды. После этого времени окроплять водою уже не положено, а если куда-то она польется, это место выжигается огнем, выскабливается и выскобленное относится в реку, как при пролитии Святых Даров.

Старообрядцы, Великая вода, Церковное Око, Типикон, Минея, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Как читать молитвы на водосвятии, согласно древлеписьменному Потребнику Троице-Сергиевой Лавры (16 век).

Нумерацию листов Чина освящения приводится по изданию типографии села Бородулино, 1998 года.

STAROVE.RU_Bogoyavlenie-Chin_Osviashenie_vody-Bogoyavlenie-01

Во время ектении диакона “Миром Господу помолимся” (а без диакона – во время паремий) иерей чтет втай молитву: в навечерии праздника – “Господи Исусе Христе, единородный Сыне…” (л. 11), без следующей молитвы (л.12 об.); а на молебне на сам праздник – сразу втай молитву “Троице пресущная, преблагая…” (л. 12 об.), а первую пропускаем.

STAROVE.RU_Bogoyavlenie-Chin_Osviashenie_vody-Bogoyavlenie-02

Потом в навечерии читается велегласно молитва “Велии еси Господи, и чюдна дела Твоя…” (л. 17), и весь чин продолжается по ряду. А на молебне в сам праздник Богоявления эту молитву не чтем () и воду не ограждаем ни огнем, ни дуновением, не крестным перстосложением), а вместо нее чтем велегласно (а не втай) молитву “Господи Исусе Христе, единородныи Сыне…” (л. 11 – 12 об.). По “аминь” – переходим на лист 21 – “Мир всем” – и далее весь чин по ряду.

STAROVE.RU_Bogoyavlenie-Chin_Osviashenie_vody-Bogoyavlenie-03

Таким образом получается, что великая вода освящается только В НАВЕЧЕРИИ, а в сам праздник – малая.
Простите Христа ради, иерей Вадим Коровин.

Приобщение кающихся Великой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом содержатся, например, в личном сборнике преподобного Кирилла Белозерского.

О различиях в чине освящения Великой и малой воды

Иерей Вадим Коровин, член канонической комиссии Митрополии РПСЦ, приводит дополнительное уточнение по данному вопросу (подробнее с цитатами читайте в конце статьи):

Отдельно следует сказать о различии двух освящений воды: в навечерие праздника и в сам праздник Богоявления. Древние рукописные Потребники в Троице-Сергиевой Лавре сохранили уставные указания, частично упущенные в печатных изданиях Потребников – именно о том, в чём заключается различие чина освящения в сочельник и на сам праздник.

Великая вода, древлеправославные, староверы,

Кратко говоря, согласно этим указаниям, молитва “велии еси Господи и чюдна дела Твоя…” (молитва освящения великой агиазмы, – та же, что при освящении воды в чине крещения человека) и сопровождающие её действия (ограждение воды огнем, дуновение и ограждение крестным перстосложением) бывают ТОЛЬКО В СОЧЕЛЬНИК, а в сам праздник эта молитва НЕ ЧИТАЕТСЯ (вместо неё читается вслух другая молитва, которая читалась накануне втай).

Потому в сочельник вода великая, а на сам праздник – малая. Это, по-видимому, – древний местный русский обычай, не бывший известным в других поместных церквах (которые и не различали степень святости воды в сочельник и на сам праздник Богоявления).

Отсюда следует вывод: если при втором освящении молитва “Велии еси Господи…” всё-таки читается, то вода и на второй день будет ВЕЛИКОЙ АГИАЗМОЙ, со всеми вытекающими последствиями относительно её хранения и употребления.

Великая агиасма у старообрядцев и на Руси

После церковного раскола XVII века и до настоящего времени большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской воды.

 

Как ни странно, еще большему распространению потреблению Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить св. Литургии. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды.

Благочестивые люди хранили Великую агиасму в течение всей жизни, и в случае невозможности принять Тело и Кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Знакомые священники говорили, что у себя они хранят остатки Великой воды в месте, где хранятся святыни, причём следует подписывать год, в котором вода была освящена. Приводились примеры из нашего времени, когда в стеклянной бутылке такая вода сохранялась свежей более десяти лет.

 

Статья опубликована на сайте https://starove.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *