Где впервые была оценена культура старообрядцев Ветки – Стародубья?

Такой вопрос правомерен, ибо долгие годы и даже века многие сокровища национальных культур наших народов были как бы под спудом, в невидимой части огромной Атлантиды. Президент России провозгласил 2022 год Годом культурного наследия народов России.

В мае на несколько дней из белорусского города Ветка Гомельской области в Клинцы Брянской области прибыла необычная экспедиция. Научные сотрудники Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова прибыли в старообрядческий храм Преображения, где их принял настоятель отец Михаил Смирнов и предоставил уникальную возможность познакомиться с иконами и реликвиями Древлего Православия, провести их описание, фотофиксацию и по мере необходимости первичную минимальную очистку.

Понятия «Стародубье, Ветка, Клинцы, Брянщина» известны пока узкому кругу интересующихся старообрядчеством. Теперь же наступила пора подробного и глубокого исследования этих явлений, их музеефикация и популяризация. Тем более это важно для пограничных (и в культурном и политическом смыслах) районов Гомельщины и Брянщины – когда строится Союзное государство России и Беларуси. Сотрудничество и взаимопомощь музейщиков, историков, деятелей церкви уже начато, и вот что об итогах клинцовской экспедиции думают учёные из Ветки.

 

Александр Никитин, старший научный сотрудник

 

— Как в целом Вы оцениваете экспедицию в Клинцы? Чем они вообще интересны для вашего Музея в Ветке?

— Результативно. Изучая иконописное наследие, сохранившееся в местных старообрядческих храмах, можно восстановить «картину» о духовной жизни старообрядчества более доподлинно и иллюстративно.

— Насколько реально в обозримые сроки составить и издать «Каталог старообрядческого наследия Стародубья»?

 

— Вполне логичным было бы создать каталог, посвящённый декоративно-прикладному искусству Ветковского-Стародубского региона. Однако встречный вопрос, чему конкретно его можно посвятить? Вероятно, это могут быть разделения на: художественную обработку металла, киотную резьбу, шитьё. С большим количеством иллюстраций, фамилий мастеров и архивных материалов. 

— Возможны и полезны ли были бы обменные выставки между Музеем Ветки и музеями, выставочными залами Клинцов, Новозыбкова и других центров культуры Брянщины (Стародубья)?

— Да, безусловно. 

 

— Какое у Вас лично самое яркое впечатление от увиденного в Клинцах?

— Меня впечатлил сам храм 1823 года постройки, в котором нам довелось провести несколько рабочих дней. Огромный обтёсанный брус, сама планировка создаёт ему на фоне летящих облаков некий образ корабля. Наверняка — корабля Веры.  

Галина Григорьевна Нечаева, заместитель директора по научной работе, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь:

— Как в целом Вы оцениваете экспедицию в Клинцы? Чем они вообще интересны для вашего Музея на Ветке?

— Если не делить серьги и сестёр по сельсоветам, то Ветка – Стародубье – интереснейший и целостный в отношении старообрядческой культуры регион. Во-многом «Терра инкогнита» в отношении изумительных произведений наших предков, со своим необщим выражением лица. Потенциал этого течения, его способы передачи энергии из прошлого в будущее был только слегка затронут искусством конца XIX — начала XX в.

 

Прорывные колористические и композиционные решения, пространственные системы иконописи – вплелись в искусство новейших течений, от формализма до конструктивизма, в культуру современного мировосприятия. Неоткрытые страницы искусства старообрядцев – это наши возможности открывать самих себя.

Ветковский музей занимается старообрядческой культурой с 1978-79 гг. Искусствоведческий профиль музея обеспечивает целенаправленный путь изучения нашего наследия.


— Насколько реально в обозримые сроки составить и издать «Каталог старообрядческого наследия Стародубья»?

 

— Я не владею данной информацией, тут комплекс задач. Что касается нашего музея, то работу по описанию и фотофиксации артефактов мы уже начали, с благословения старообрядческой церкви. Правда, по силам и по средствам, нам доступным – в несколько дней, с раннего утра до темноты, отсняли 161 предмет, включая «демонтаж и монтаж» предметов, снимаемых с мест в храме, разбираемых по составу убора: икона – оклад – киот, – и возвращаемых на место.

 

Отсъёмка не закончена, но мы удовлетворены и отвечаем за своё качество по объёму выполненного.


— Возможны и полезны ли были бы обменные выставки между Музеем Ветки и музеями, выставочными залами Клинцов, Новозыбкова и других центров культуры Брянщины (Стародубья)?

— Ранее такие выставки проводились между нами, мы дружили с Новозыбковским, Климовским музеями. Сегодня важны международная согласованность и согласование действий, стоимость таких проектов уже выше, чем когда мы обменивались районными музеями. Но польза и будущее – за ними!

 

— Какое у Вас лично самое яркое впечатление от увиденного в Клинцах?

– Из-за большого напора и качества увиденного и узнанного – ощущение подъёма воды у плотины. Причём, воды живой.

Уже чувствуются даже отдельные мастерские, например, в чеканных окладах, в шитых ризах, в резных киотах. Отдельные памятники – не жалко увидеть и умереть, они вызывают гордость и радость.

 

Второе, не менее сильное впечатление – результаты увиденного нами разрушения памятников. Таковы – последствия местных, бытовых чисток окладов с помощью современных средств, типа Комета. Раствор, попадая в отверстия чеканных окладов, разъел личное письмо палеосных святых, части живописи в центральных отверстиях, остался вспенёнными сгустками там (мы пытались осторожно снимать, не повреждая – но это задача большой работы).

 

Также ряд произведений нуждается в срочном укреплении красочного слоя, деталей шитья, резьбы и т.д. Реставрация – вообще задача номер 1. Если возвращать в Клинцы, и если думать о создании настоящего музея и именно местного, стародубского наследия. Что, на мой взгляд, невозможно в «общем русле» старообрядческой культуры где-то вне.

Это места зарождения и развития неуёмной и созидательной энергии наших предков.

 

Ещё и сами промышленные кварталы старых Клинцов – ещё одна мощь. Неужели мы – Атлантида?

 

А подпись под таким суждением она оставила полную удовлетворения и гордости за свою работу, проделанную за многие годы: «С уважением, Галина Нечаева. Ветковский музей. Беларусь, место, где впервые оценена культура старообрядцев Ветки – Стародубья».

 

… Низкий поклон тем, кто сохранил и бережёт памятники старины в наши дни, тем, кто первым обратил на них внимание и вывел в свет искусствоведческих, исторических исследований, занимается их изучением, реставрацией и показом. А как иначе мы бы чувствовали связи со своими предками? Живые связи и животворные…

Текст – Сергей Маркус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *