27 февраля он только что отметил свой день рождения, а на следующий день уже отправился к сражающимся на СВО с поддержкой. Интервью «по горячим следам» мы взяли у настоятеля Преображенского собора Клинцов иерея Михаила Смирнова:
— Отец Михаил, а разве не рискованно вообще, и тем более сейчас на юге Брянской области, совершать такие поездки к сражающимся на фронте? Как говорится, ведь по нашим городам и сёлам от бандеровцев «прилетает»?
— Да, риск есть. Не буду приводить конкретные случаи, люди и так знают. Был риск и сегодня. И что священник должен делать в таких условия?.. Пусть каждый решает по своей совести.
Но вот мы сегодня в очередной раз поехали «за ленточку» с гуманитарной помощью: это тёплая одежда, соленья, варенья, что-то к чаю… Посылки воинам собрали не только наши прихожане, которыми руководит в этом деле Марина Ивановна Жмурина, но и школьники из отряда Юнармии Пятой школы Клинцов. А в саму поездку мы отправились с нашим старым соратником Сергеем Солдатенко, главой военно-патриотического клуба «Рубеж».
Но ведь Вы – священник. Многие граждане России самых разных специальностей вносят свой вклад в поддержку армии… а в чём может быть роль священника?
— Благодарю за такой хороший вопрос! Роль священника в годы военных испытаний особая. Она испытана веками. И отрадно, что в нашей РПСЦ (Русский православной старообрядческой церкви) возрождено такое священническое служение, создана Рабочая группа РПСЦ по взаимодействию с Министерством обороны РФ и организации гуманитарной помощи. Её возглавляет один из архиереев нашей Церкви – Викентий, епископ Ярославский и Костромской.
Так вот, что входит в особую миссию священника в помощи армии? Первое: мы хранители многовековой церковной и народной памяти, мы читаем проповеди и проводим лекции, беседы, напоминая о том, кто из наших предков стал святым именно в ратном деле, кто совершал подвиги на полях брани. Современной молодёжи мы призваны обеспечить живую память народа – как обоснование и вдохновение для их служения, для перенесения всех трудностей, опасностей, для совершения подвигов.
Кроме того, мы по мере возможности стараемся напрямую, лично говорить по душам и с солдатами и с офицерами. Если есть наши единоверцы из РПСЦ, я совершаю для них таинства исповеди и причастия. Если это люди, тянущиеся к нам – помогаю им. И, естественно, не отказываю никому, кто искренне нуждается в духовной помощи. По возможности, раздаю духовную литературу, обустраиваю место для молитв. Как всё это важно в тех экстремальных условиях, где реален риск!
И, естественно, важнейшая задача священника – молитва. Организую и постоянно провожу молебны, литии, как с прихожанами Клинцов, так и на местах с военнослужащими СВО.
И вот встречный вопрос: да, мы все сообща везём гуманитарную помощь, и я также в этом активен – но роли священников никто иной не исполнит. Только мы.
— Однако, если не ошибаюсь, Вы были официальным представителем РПСЦ при Брянском областном отделении Министерства обороны России ещё до появления названной Вами Рабочей группы РПСЦ во главе с епископом.
— Да, это так. Ещё до начала СВО с военными Брянщины установились рабочие связи. И до начала военных действий я посещал воинские части, участвовали в памятных днях и мероприятиях, которые проводили военные. У себя в храме принимал на экскурсии и беседы молодёжь Клинцов, школьников. А с Сергеем Солдатенко участвовал в акциях движения военных реконструкторов на Брянщине и в Подмосковье. И кто бы тогда подумать мог, что совсем скоро эти наши дела и связи будут, как говорят поэты, «опалены войной»?
— Да, это удивительно и, по-христиански говоря, промыслительно. Вас явно вёл промысел Божий в самый канун всенародных испытаний… А как сейчас, в эти дни, по-Вашему мнению, насколько наше общество сплочённо и грамотно, в соответствии с заветами предков, встречает новые угрозы?
— Я не могу обобщённо говорить за всю страну. Но в нашей области, конкретно в Клинцовском районе, люди мужественно и с достоинством, чётко и продуктивно заняли настоящую позицию: это позиция делового патриотизма, если так можно выразиться. Вот, к примеру, наша прихожанка Марина Ивановна Жмурина создала в одном из ТРЦ Клинцов постоянно действующую, открытую для всех горожан мастерскую плетения маскировочных сетей. Отрадно, что сегодня её посетил Глава администрации города Сергей Юрьевич Евтеев и даже сам попробовал, как плести сети.
Наши прихожане также приступили к сооружению Храма-часовни в честь великомученика Евстафия Плакиды, воина времён Римской империи. А вся Часовня задумана как центр памяти обо всех воинах всех веков, души свои положившие в защиту нашего земного Отечества. Поздней осенью был уж вырыт фундамент — а с началом тепла будем заливать фундамент и поднимать стены. Это наш сугубо религиозный вклад в общее дело.
Однако, для сплочения народа, всего нашего многообразного огромного общества, важны не только гуманитарная помощь и христианская поддержка воинов СВО, но и предстоящие совсем скоро выборы президента страны. То есть – гражданско-государственный аспект жизни.
Несмотря ни на какие трудности, на агрессию коллективного Запада против нашей Отчизны, мы должны проявить свою гражданственность и реализовать на деле древние традиции демократии, идущие из Древней Руси с её опытом вече. А если говорить о моей личной позиции, то считаю, что только избрание Владимира Владимировича Путина даст нам победу над содомитским агрессивным Западом, укрепит традиционные ценности, в первую очередь семьи и правильного, исконного понимания роли отца и матери, детей и старших поколений. Более того, в связи с развалом традиций на Западе, Россия станет (и уже стала!) оплотом для всех, кто ценит вековые традиции.
Волею Божией (и никто из нас даже не догадывался о том несколько лет назад) Россия становится магнитом, стержнем, надеждой просто для всех нормальных, здравомыслящих людей мира. Ну как не принять такое задание свыше? Как не участвовать в этом, по мере своих личных сил и возможностей?
Вот в такой перспективе – и объяснение того, почему я сразу после дня своего Ангела оказался среди солдат в зоне реального риска.
Клинцы – 28 февраля 2024 года. Беседу провёл Никола Студенцов.