20 ноября состоялся первый вводный урок цикла занятий для начинающих по иконописи.
Художник и реставратор Дмитрий Пауков провёл его в Музее русской культуры и старообрядчества им. М.М.Овчинникова.
|
— Клинчан теперь можно поздравить, ведь здесь можно учиться искусству иконописания у мастера, который себя уже проявил в этой области. Это клинчанин Дмитрий Пауков — говорит культуролог Сергей Маркус.
– Дело в том, что сам Дмитрий получил высшее художественное образование в московской Академии Глазунова по двум направлениям: творческая живопись и реставрация живописи и иконописи. Он уже немало сделал именно, как реставратор, к примеру, работал в московских особняках эпохи модерн и эклектики, над воссозданием росписей дома Щепочкина в Полотняном Заводе Калужской области, а сейчас трудится над фресками в монастыре Углича.
Непосредственно у мастеров-старообрядцев он не учился, ибо эти традиции, увы, были потеряны ещё в середине 20 века. Однако, он принят в Московское духовное училище, как преподаватель. Из сугубо церковных иконописных его работ в древнерусском стиле можно назвать созданные для освящённого год назад в Балаково храма преподобного Серапиона Черемшанского иконостас и царские врата.
А для Клинцов Дмитрий многим известен, как ведущий проекта передвижных выставок «Клинцы старообрядческие», средства на которые получает частично от Президентского фонда культурных инициатив (Москва). Так, в этом году Фонд поддержал заявку и на проведение экскурсий, и на реставрацию икон Преображенского собора в Клинцах, а также на цикл занятий с молодёжью и взрослыми, желающими практически овладеть техниками и эстетикой иконописания.
В центре Минска на очередной передвижной выставке проекта «Клинцы старообрядческие» были показаны иконы современного письма, с использованием образцов архаики Клинцов. |
Интересно, что Пауков и ранее реставрировал также старообрядческие иконы, но не в храме староверов РПСЦ, а в Никольской церкви, возле Епархиального управления Клинцовской епархии РПЦ МП. То есть, собственно «клинцовскую старообрядческую иконописную традицию» он знает непосредственно на практике.
Однако, говорить о том, что задумано «возрождение клинцовской школы иконописания» всё-таки рано. Первое, что надо осознавать: мы ещё слабо представляем себе специфику иконописания в Клинцах. Этой теме будет посвящена лекция одного из ведущих историков старообрядческой культуры Брянщины, кандидата исторических наук Марины Викторовны Кочергиной, которая намечена на 1 декабря в нашем музее.
Второе: для воплощения идей о возрождении местных школ всегда требуются грамотные специалисты. Пока же задача курса Дмитрия Паукова – научить азам начинающих.
Однако, уже вдохновляет третье: обучение может идти на образцах популярных здесь в Клинцах сюжетов, к примеру – на иконографии «Николы Отвратного», на освоении тех приёмов, которые дали мастера с Ветки.
Одним словом, ныне дан старт живому плодотворному процессу, который может ограничиться только обучением (что ценно сам по себе), но также – и будущими творческими экспериментами в городе с уникальным художественным наследием!
О том, что на юге Брянщины традиции возрождаются, говорит и такой факт: в этом году государственная Геральдическая комиссия утвердила официальный герб населённого пункта, где (впервые в отечественной геральдике!) в центре — кисть иконописца.
Ведь именно там родился в посаде Митьковка (под Климовым) Гавриил Ефимович Фролов (1854-1930 гг.) – выдающийся иконописец, наставник и педагог, старообрядец.
Кисть иконописца на гербе
В Клинцах на выставке «Геральдические символы Клинцовской земли и соседей» представитель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Игорь Михайлович Афонасенко, рассказывая о наиболее интересных геральдических символах, подробно остановился на гербе Митьковского СП Климовского района Брянской области.
«На гербе нашло отражение уникальная особенность поселения. К сожалению, даже многие жители Климовского района не знают о том, что их земляком является один из самых известных старообрядческих иконописцев Гавриил Фролов.
На гербе изображена кисть мастера и старообрядческий крест, который указывает на то, что поселение было старообрядческим и является Родиной такого известного человека» — отметил Игорь Афонасенко.
А у клинчанина Дмитрия Паукова, оказывается, родовые корни также из Митьковки…
Никола Студенцов