ИСТОРИК ПЕРЕКРЕСТОВ ПРИВЕТСТВУЕТ КЛИНЧАН В КАНУН ПРЕОБРАЖЕНИЯ

История клинцовской церкви Деревянная старообрядческая церковь была построена в 1823 году и в 1876 году, скорее всего, была перестроена. Одноэтажное протяжённое здание на кирпичном фундаменте, рубленное «в лапу» и обшитое тёсом, имеющее четырёхскатную кровлю, по боковым сторонам с двумя пониженными пятигранными прирубами и крытым колонным западным крыльцом с пологим фронтоном не имеет выделенных объёмов алтаря и притвора. Строение увенчано невысокой прямоугольной световой надстройкой с пятиглавием и декорировано в духе позднего классицизма с элементами древнерусского зодчества. 

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Храм_Преображения_Господня_(Клинцы)

 

ИСТОРИК ПЕРЕКРЕСТОВ ПРИВЕТСТВУЕТ КЛИНЧАН В КАНУН ПРЕОБРАЖЕНИЯ

 

Накануне престольного праздника Преображения известный своими исследованиями по истории Клинцов, ныне живущий в Одинцово Ромуальд Перекрестов, сам клинчанин, приветствует горожан, как историк любимого им города:

 

Слово к визиту Митрополита Московского и всея Руси Корнилия в Клинцы

18-19 августа 2022 г.

 

История клинцовской церкви Преображения Господня началась в 1876 г., когда с разрешения правительства, старообрядцы освятили здание храма на старинном антиминсе во имя Преображения Господня. Но у этого радостного события была предыстория долгая и трагичная.

В 1846 г. часть жителей посада Клинцы под нажимом правительственных запретительных указов дрогнула и присоединилась к господствующей Греко-российской Церкви «на правах единоверия». Правительство передало малочисленной единоверческой общине два больших приходских храма, Вознесенский и Троицкий, оставив большую часть старообрядческого населения посада без церкви.

Тридцать лет старообрядцы молились в домашней Вознесенской церкви фабриканта Василия Кубарева. Но в 1871 г. случился пожар, который уничтожил фабрику Кубарева и ещё 300 жилых домов. Сгорела и домашняя Вознесенская церковь, а в храме сгорел сундук с рукописными и старопечатными книгами писателя Илариона Георгиевича Кабанова (Ксеноса).

Клинчане, оставшись без храма, после долгих хлопот получили от правительства разрешение на строительство церкви. Землю для неё купил у посадского общества миллионер Николай Андреевич Степунин. Голова города И.П. Машковский и фабрикант В.Б. Кубарев приобрели сруб и церковную утварь. Освящали храм на древнем антиминсе, на котором в 1782 г. была освящена Преображенская церковь в клинцовском Преображенско-Никольском мужском монастыре. Монастырская церковь сгорела в 1835 г., но антиминс удалось спасти.  

В том же 1876 г., уже после освящения новой Преображенской церкви, Архиепископ московский Антоний рукоположил для Новозыбковской епархии епископа Селивестра (Савву Малыгина), инока клинцовского Красноборского Иоанно-Предотечиева монастыря.

Селивестр получил в управление Новозыбковскую епархию ещё при жизни епископа Конона, первого епископа Новозыбковской епархии, находившегося в это время в заточении.

Епископ Конон, рукоположенный в 1855 г. митрополитом Кириллом Белокриницким, пал жертвой гонительной политики правительства Николая I. Он был арестован в 1858 г. и помещён в монастырскую тюрьму при Спасо-Евфимиевом монастыре, где уже содержались старообрядческие епископы Белокриницкого поставления Аркадий, Алимпий и Геннадий.

Селивестр, в отличие от Конона, местом своего пребывания выбрал не посад Лужки, а клинцовский Красноборский мужской монастырь во имя Иоанна Предотечи, что в Полосе. А в клинцовской Преображенской церкви установил епископскую кафедру и Клинцы стали епархиальным городом.

Селивестр, в отличие от епископа Конона, требовал от священников епархии «молиться о самодержавнейшем Великом Государе Царе Александре Николаевиче и о Его Великой Государыне Царице Марии Александровне и о Их благородных чадах…».

Селивестр известен как один из богословски грамотных епископов своего времени, он выступал против лужковской ереси, основанной на радикальных представлениях беспоповского толка. Согласно этой ереси, «Иисус с двумя буквами итами», родился через восемь лет после рождения Исуса Христа и он якобы есть антихрист, который духовно восседает на олтарях Греко-российской церкви, и потому все иерархи Греко-российской Церкви лишены благодати и вместе с чиновниками светской власти являются слугами антихриста, и сам царь является слугой антихриста — потому молиться за царя не следует.

Епископ Селивестр прилагал усилия к тому, чтобы очистить молодую старообрядческую иерархию от пережитков лужковского искажённого религиозного мировоззрения, дабы их стараниями Старообрядческая церковь не превратилась в общество сектантов, исповедующих беспоповскую ересь. В этом вопросе Селивестр оказался единомысленным с Иларионом Георгиевичем Кабановым (Ксеносом), жившим в том же Красноборском Иоанно-Предотечевом монастыре. Селивестр создал в своей епархии школу начётчиков, из которой вышли братья Мельниковы, братья Усовы, Волковы, Бушевы, возрождавшие религиозное мировоззрение молодой Старообрядческой Церкви после долгих лет безпастырства.

Мнением Селивестра интересовались на Рогожском кладбище. Селивестр после смерти архиепископа Антония предлагал Духовному Совету поставить в архиепископы Иустина Авксентьевича Картушина, но большинство голосов было отдано Савватию (Степану Левшину), а возведение в архиепископское достоинство Духовный Совет поручил епископу Селивестру Новозбыковскому и Балтскому в сослужении Кирилла Нижегородского, что и произошло в октябре 1882 г. Архиепископ Савватий стремился примирить окружников и противоокружников, но при условии уничтожения «Окружного послания» старообрядческих епископов 1862 г., которое осуждало лужковскую ересь и запрещало распространение среди паствы «беспоповских тетрадок».

В 1898 г. кандидатами на архиепископский престол были Селивестр (Савва Малыгин) и Иоанн (Иустин Картушин). Собор отдал большинство голосов Иоанну Картушину, единомышленнику Селивестра.

Иоанн Картушин продолжил политику примирения окружников и противоокружников, он считал необходимым уничтожение «Безпоповских тетрадей», и был против уничтожения «Окружного послания», такого же мнения придерживался новозыбковский епископ Селивестр.

После смерти Селивестра Освященный Собор, состоявшийся в городе Хвалынске на Черемшане «в заседании своём 22 августа 1905 года избрал кандидатом на вдовствующую Черниговско-Новозыбковскую епархию на епископскую степень благоговейного протоиерея Емелиана Филиппова Перфилова, служившего в городе Балте Подольской губернии.

22 января 1906 г. в древнем Никольском монастыре близ Клинцов отец Емелиан был пострижен Архиепископом московским Иоанном (Картушиным) во иноки, с именем Ермоген. Восприемником его («отцом евангельским») был епископ Виталий Тверской и Петроградский. А 24 января 1906 г. в Клинцах в Покрово-Никольском храме совершено было по древнему чину самое торжество хиротонии. Хиротония совершена Архиепископом Иоанном Московским в сослужении епископа Виталия, 8-ми священников этой епархии, диакона А. Богатенкова из Москвы и трёх диаконов от епархии (Журнал «Старообрядец». № 3. 1906. С.321-326.). Это первое посещение Владыкой посада Клинцы было воспринято клинчанами как большой праздник.

Пребывание епископа Ермогена на Новозыбковской кафедре было недолгим. В 1907 г. Освященным Собором Ермоген переведён на Киевскую епархию. В 1915 г. перед смертью Ермоген принял схиму. Погребён в городе Балте.

А на место Ермогена была выдвинута кандидатура бывшего неокружнического епископа Новозыбковской неокружнической епархии Михаила (Кузнецова). Михаил искренне присоединился к окружникам ещё до подписания Мирного договора (1907 г.).

В том же, 1907 г., состоялся Освященный Собор. В «Определении» Освященного Собора говорилось: «… определить епископу Михаилу Новозыбковскому Черниговскую епархию с губерниями: Могилёвской и частью Екатеринославской с городом Екатеринославом и близ него находящимися приходами» (Постановления Освящ. Соборов… С. 73).

Начатая правительством Николая II с 1905 года политика веротерпимости по отношению к старообрядцам, открыла перед старообрядцами возможность строить храмы, школы, издавать журналы, газеты. Епископ Михаил активно включился в жизнь Новозыбковской епархии, увеличившейся после примирения окружников с неокружниками на несколько тысяч человек. В епархии стало больше храмов и священников. Епископ оставил прежнюю неокружническую кафедру в посаде Воронок и перенёс резиденцию в посад Клинцы. Рядом с храмом Преображения Господня на средства купца Н.А. Степунина был построен дом для нового Владыки. Дом существует и поныне.

После смерти епископа Михаила, в 1910 г., епископом в 1912 г. был избран клинцовский протоиерей Федор Разуваев, рукоположенный с именем Флавиан.

В январе 1914 г. в Клинцы по приглашению владыки Флавиана (Разуваева) приехал епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий (Иван Григорьевич Усов 23.01.1870- 3.02.1942 гг.).  Иннокентий приезжал в Клинцы в 1905 г., когда готовил примирение между окружниками и противоокружниками.

Приезд Иннокентия в Клинцы в 1914 году, накануне Праздника Крещения, носил неофициальный характер. Епископ приехал навестить родные места, встретиться со своими родственниками и друзьями, живущими в Святске, помолиться в дорогих сердцу храмах. По прибытии в Клинцы Иннокентий сразу отправился в Полосу — в полюбившийся с детства монастырь. На следующий день он вернулся в Клинцы и вместе с прихожанами Преображенского храма принял участие в крестном ходе на Иордан. Владыка Флавиан (Разуваев) предоставил епископу Иннокентию, как гостю, читать водосвятные молитвы и погрузить крест.

В 1926 и 1927 годах Флавиан принял участие в последних Освященных Соборах на Рогожском кладбище в Москве.

Епископу Флавиану довелось стать свидетелем прихода к власти воинствующих атеистов. Флавиан после закрытия в 1928 году Красноборского монастыря переселился из Полосы в Никольский монастырь. Однако частые визиты грабителей и хулиганов вынудили престарелого епископа перебраться в Клинцы, в дом священника Преображенской церкви отца Леонтия Петровича Губарева, где в 1933 г. епископ умер. Епископ Флавиан погребён на Клинцовском городском кладбище, внутри ограды клинцовских епископов.

В 1937 г. Преображенский храм был изъят у верующих и превращён в детский сад. Храм был открыт для верующих в оккупированном городе в конце 1941 года. В храме служил заезжий священник Иоанн. Священник Иоанн в 1943 г. уехал из Клинцов накануне освобождения города, и след его потерян.

В 1945 г. священником храма Преображения Господня в Клинцах стал по просьбе прихожан Максим Малеванкин, он был рукоположен в Москве Архиепископом Иринархом.

«В 1946 году 16 августа город Клинцы посетил Архиепископ Иринарх с диаконом Сергием Клёновым. Спустя два дня Архиепископ освятил антиминс во имя Преображения Господня, а 19 августа по н. ст. в праздник Преображения Господня была совершена соборная литургия и молебен с участием священников отца Кира Беспаликова и отца Федора Щербакова (Новозыбков). Архиепископ определил отца Максима быть благочинным по Новозыбковской епархии. А в 1947 г. Архиепископ Иринарх возвел отца Максима в сан протоиерея» (Старообрядческий церковный календарь на 1948 год С. 76).

Так началось послевоенное восстановление иерархии в Новозыбковско-Клинцовской старообрядческой епархии. В 1948 г. архиепископ московский Иринарх вновь прибыл в Новозыбковскую епархию. Он посетил Клинцы, Новозыбков и Гомель с целью восстановления связи с провинциальными приходами (Старообрядческий церковный календарь на 1948 год. С.68).

Первым епископом Новозыбковским в послевоенные годы стал Вениамин (Василий Фёдорович Агольцов, 1881-1962 гг.). Вениамин хиротонисан в 1946 г. Архиепископом Иринархом в сослужении епископа Геронтия Ярославско-Костромского. До 1950 г. Вениамин управлял Киевской и Винницкой епархией. Затем несколько лет находился в Москве, состоял членом Совета старообрядческой Архиепископии.

9 апреля 1954 г. Архиепископ Московский и всея Руси смиренный Флавиан (Феофилакт Слесарёв) направил епископу Вениамину «Определение», в котором сообщал, что «Совет Архиепископии Московской и всея Руси, собравшийся 17 марта 1954 года, призывает Вас быть Епархиальным епископом Богоспасаемого града Клинцы, города Новозыбкова и села Святск Брянской области, города Гомеля областного, города Добрянки Черниговской области и села Малая Липка Смоленской области с резиденцией и местожительством в г. Клинцы» (Архив Митрополии РПСЦ).

Епископ Вениамин поселился в Клинцах по улице Богунского полка 126, в доме бывшего старосты Преображенского храма, Фоки Никитича Гостева. Дочь его, Ольга Фоковна Гостева-Анохина, в эти годы служила старостой храма Преображения Господня.

С 1954 г. в клинцовском храме Преображения Господня возобновилась соборная служба в Престольные Праздники и в Воскресные дни. Епископ Вениамин стал совершать обязательную Архиерейскую службу в приходах в дни Престольных праздников. Клинцы снова стали епархиальным городом.

В 1961 году 19 февраля в Покровской церкви на Рогожском кладбище в Москве епископ Клинцовский и Новозыбковский Вениамин в сослужении епископа Киевского и Винницкого Иринарха и епископа Волго-донского и Кавказского Александра совершили возведение в сан Архиепископа Московского Иосифа (Ивана Михайловича Моржакова). Умер Вениамин в 1962 г. на 81 году жизни. Похоронен в Клинцах на городском кладбище в оградке с другими епископами.

В 1964 году решением Архиепископского Совета в Клинцы определён епископ Иоасаф, поставленный в епископы 3 февраля 1964 г. в Покровском соборе Рогожской общины преосвященным Иосифом Архиепископом Московским в сослужении епископов Иринарха и Никодима.

В Клинцах епископ Иоасаф поселился в доме Поляковых, по улице Парижской Коммуны 27. По воспоминаниям Поляковых, епископ был крепкий кряжистый старик с седой окладистой бородой, очень общительный и доброжелательный. К себе был строг и требователен. Много читал, молился. Среди многочисленных дел и молитвы находил время для занятия физическим трудом дома и в огороде. В первые годы, пока были силы, епископ посещал ежегодно все свои приходы. Часто выезжал в Москву.  В 1968 г. на Освященном соборе епископу Иоасафу было поручено временно управлять приходами Волго-Донской и Кавказской епархии. Поляковы вспоминали, что ежедневно к епископу приходил священник храма Преображения отец Максим Малеванкин и диакон Александр Берестнев. Они вместе молились, обсуждали текущие вопросы.

Умер епископ Иоасаф в 1973 г. и похоронен в Клинцах на городском кладбище в одной ограде с другими клинцовскими епископами. На могильном камне клинчане начертали: «Старообрядческий епископ ИОАСАФ скончался 13 мая ст. ст. в лето от Адама 7481 от Рожества Христова 1973 г. на 84 году жизни бывши епископом 9 лет в священных санах 50 лет».

После смерти епископа Иоасафа Клинцовско-Новозыбковская епархия до 1986 г. находилась под управлением Анастасия епископа Донского и Кавказского. Анастасий – Антоний Фёдорович Кононов (1896-1986 гг.) – участник Гражданской войны.

5 января 1986 года, по благословению Архиепископа Никодима Московского, епископ Анастасий в сослужении епископа Евтихия Киевского, Винницкого и Одесского в клинцовском кафедральном Преображенском соборе хиротонисал священноинока Алимпия (Александра Капитоновича Гусева) в епископское достоинство. А 14 февраля 1986 г., после смерти Архиепископа Никодима, епископ Анастасий был избран местоблюстителем архиепископского престола в Москве. Жизнь Анастасия прервалась 9 апреля 1986 года. Погребён Анастасий на Рогожском кладбище.

Епископ Алимпий находился на клинцовской епископской кафедре несколько месяцев. Собор духовенства, собравшийся на похороны епископа Анастасия, поставил 13 апреля 1986 года епископа Клинцовского и Новозыбковского Алимпия местоблюстителем Московского Архиепископского престола. И в том же году Освященный собор избрал Алимпия Архиепископом Московским и всея Руси. Интронизация была совершена 6 июля 1986 г. российскими епископами и епископом Киприаном в Белой Кринице (Румыния).

Новое потепление в отношениях между государством и Русской Православной Церковью началось в конце 1980-х годов, накануне празднования Тысячелетия Крещения Руси. Из тысячи лет 700 лет вся Православная Русь молилась и жила по старому церковному обряду. После реформы патриарха Никона только старообрядцы остались верны церковному обряду, принесенному на Русь киевским князем Владимиром Крестителем.

В 1988 году Московская Старообрядческая Архиепископия Древлеправославной Церкви Христовой решением Освященного Собора, проходившего в Москве, преобразована в Митрополию, а Церковь стала носить название Русская Православная Старообрядческая Церковь. Архиепископ Алимпий был избран Митрополитом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 24 июля 1988 года (Старообрядчество. С.16.)

На освободившуюся Клинцовско-Новозыбковскую кафедру в 1989 г. был поставлен епископ Лукиан (Лука Дмитриевич Абрамкин).

3 июля 1986 года на Освященном Соборе священноиерей Лука, овдовевший ещё в 1970-е годы, был избран кандидатом во епископы. Вскоре Лука принял иноческий постриг с именем Лукиан. 12 марта 1989 года, в Неделю сыропустную, священноинок Лукиан был возведён в сан епископа Клинцовско-Ржевского. Хиротония была совершена в Спасо-Преображенском храме Клинцов Брянской области преосвященнейшим Алимпием, Митрополитом Московским и всея Руси, в сослужении преосвященного Иоанна епископа Киевского и всея Украины.

С 1991 года здоровье епископа Лукиана ухудшилось. С этого времени он безвыездно жил в деревне Пчёлка, где и скончался. 31 января 1995 г. в Покровском храме Ржева был совершён чин святительского погребения, который возглавил преосвященный Зосима епископ Кишинёвский и всея Молдавии. Тело преосвященного епископа погребено на старообрядческом кладбище Ржева. (Панкратов А.В. От Востока направо. М. 2000. С.116-118).

После смерти епископа Лукиана осиротевшая Клинцовско-Новозыбковская епархия находилась под присмотром самого митрополита Алимпия. А после смерти Митрополита Алимпия бывшая Черниговская-Новозыбковско-Клинцовская епархия была включена в состав Ржевской епархии.

Клинцовский храм Преображения Господня находится в круге храмов обязательного посещения каждым Митрополитом. Сейчас, в августе 2022 года, прихожане храма ожидают посещение храма Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.

Храм Преображения Господня в нескольких поколениях клинчан оставался и остаётся родным домом. Как и в прежние времена, в Клинцах сохраняется традиция передавать в храм семейную икону. Это чаще делается по завещанию. Поэтому стены храма уставлены иконами многих клинцовских старообрядческих фамилий.

Пожертвования храму – духовный долг каждого прихожанина. В списке жертвователей можно назвать почти каждого прихожанина:

Семья отца Леонтия Губарева передала в храм несколько предметов облачения священника, книги, иконы, долгие годы хранившиеся в укромном месте.

Полякова Анастасия Илларионовна (+ 8. 03. 1983 г.) восстановила сборники знаменного распева, создав рукописные копии: Обедницы, Праздников, книги самогласного пения.

Ризы для одежды на иконы Казанской Божией Матери и Николы Угодника вышивала бисером Агриппина Степановна Пастухова (1889-1978 гг.)

Ксения Алексеевна Ерусалимцева (+ 8. 01. 1982 г.), староста храма, шила и расшивала ризы, хоругви золотой и серебряной ниткой, украшала бисером лестовки, катала свечи.

Зинаида Феликсовна Медунецкая шила облачения, ризы, кафтаны.

Виктор Иванович Костаков обшивал здание храма облицовочной доской.

Библиотека Преображенского храма насчитывает десятки книг, собранных стараниями прихожан. Есть книги из библиотеки Красноборского Иоанно-Предотечева монастыря, к которым прикасались руки самого Ксеноса.

В 1971 году археографическая экспедиция МГУ, возглавляемая доктором исторических наук, профессором Ириной Васильевной Поздеевой, обнаружила в библиотеке клинцовского храма Преображения единственный дошедший до наших дней список жития – «Повесть и сказание вкратце о житии и подвизех и отчасти чюдес исповедание преподобнаго… Иова…». Ранее этот ценный документ хранился в Красноборском Предотечевом монастыре. «Житие Иова» опубликовано в журнале «Церковь» в нулевом и во втором номерах 1990 и 1992 гг.

 

В день храмового Праздника во имя Преображения Господня низко кланяюсь прихожанам и желаю всем здоровья и семейного благополучия!

 

Историк Ромуальд Перекрестов – Одинцово, 16.08.2022 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *